Четвер, 01.10.2020, 17:14
Вітаю Вас Гость | RSS
Головна сторінка
ПРО ШКОЛУ
ВЧИТЕЛЯМ
УЧНЯМ
БАТЬКАМ
КАРТА САЙТУ
КОНТАКТИ
Меню сайту

Категорії розділу
Різне [13]
Нормативне регулювання [2]
Статті з охорони праці [7]
Навчальна діяльність [13]
Позашкільна діяльність [6]
Статті з пожежної безпеки [2]
Освіта [20]
Виховання [20]
Медицина, здоров'я [1]
Статті по здоров'язбереженню
Дошкільний підрозділ [2]

Наше опитування
Хто відвідував наш сайт?
Всего ответов: 674

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » Статті » Різне

В поиске противоречий

Чтобы сегодня хорошо ориентироваться в нашем сложном мире, быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в нем, осознанно и критически воспринимать реальность, эффективно решать проблемы, быть готовым к любым нестандартным ситуациям, необходимо постоянно совершенствовать свои мыслительные способности, развивать творческий потенциал. Каким же образом?


Хорошо к современным условиям жизни адаптируется тот человек, кто умеет ставить задачи и с максимальной эффективностью их решать, кто не останавливается в своем развитии, а гармонично «вливается» в будущее, успешно перестраиваясь в соответствии с его требованиями. Многие мыслительные способности приходится развивать современному человеку для успешного «функционирования» в этом мире. В первую очередь стоит воспитать смелость мысли, уверенность в своих силах, научиться выявлять, анализировать и решать самые разные противоречия, генерировать новые нестандартные идеи.

Наиболее благоприятное время для развития таких способностей – школьный период человека, во время которого он овладевает сначала простыми мыслительными операциями, а затем сложными (построение собственных дедуктивных и индуктивных рассуждений, самостоятельное выдвижение гипотез и проверка их следствий, выявление, анализ и решение противоречий и т.п.).

Умение выявлять, анализировать и решать противоречия позволяет человеку осознанно и критически воспринимать окружающую действительность,  последовательно и грамотно строить умозаключения, ответственно относиться к выводам, собственным высказываниям и поступкам, анализировать собственные и чужие ошибки, эффективно решать проблемные ситуации.

По мнению немецкого философа Гегеля «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения». Поэтому стоит воспитать потребность и даже «спортивный азарт» в поиске противоречий, научиться их анализировать и решать. А для этого можно воспользоваться диалектическим методом Сократа, основанным на законах диалектической логики и направленным на обнаружение истины путем установления противоречий в диалоге посредством правильно подобранных вопросов.

Прежде всего необходимо уяснить, что же такое противоречие. Большая Советская Энциклопедия трактует это понятие как «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания».

Умение решать противоречия считается, например, конечным итогом работы по развитию творческого мышления, который возможен в результате выработки следующих умений:

  • обнаруживать и объяснять закономерности процессов, явлений;
  • устанавливать причинно-следственные связи событий;
  • осуществлять поисково-исследовательскую деятельность;
  • выявлять, оценивать и анализировать проблемы (проблемные ситуации) в объектах и явлениях окружающего мира;
  • выявлять и четко формулировать противоречия;
  • оценивать и анализировать противоречия;
  • выбирать оптимальное решение противоречия и прогнозировать его исход.

Научиться видеть, понимать, решать противоречия - это значит научиться  думать и придумывать, нестандартно мыслить и творить. Творчество – это, в отличие от формально-логических, создание новых диалектических средств. Развитие способностей выявлять, анализировать и решать противоречия осуществляется на основе воспитания таких качеств личности как наблюдательность, внимательность, вдумчивость, осторожность и др., таких свойств мышления как критичность, гибкость, диалектичность, нестандартность, последовательность и др., развития таких мыслительных операций и форм мышления как анализа, сравнения, систематизации, умозаключения и др.

Очень верное средство воспитания и развития всех этих составляющих –  объяснение логических парадоксов и установление в них диалектического противоречия; решение софизмов; выявление в некоторых задачах «с подвохом» противоречия, которое связано с пересечением множеств, и т.п.

А теперь поговорим о софизмах, придуманных еще Древними греками. Под софизмом принято понимать ложное умозаключение, которое на первый взгляд кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Древние софисты изобрели эффективный инструмент фальсификации, при помощи которого путем хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде, успешно вводили оппонентов, собеседников или слушателей в заблуждение.

Многие софизмы называют парадоксами, например, такой как софизм «Куча». Суть его в следующем. Одно зерно – не куча. Два зерна – не куча. Три зерна – не куча. Если n зёрен не куча, то n + 1 зерно – тоже не куча. Следовательно, любое число зёрен – не куча. Можно ли разрешить это противоречие?

Софизм   2 = 3.       *–  знак умножения

Возьмем  4 : 2 = 6 : 3,  т.к.  2 = 2. Итак,  4 : 2 = 6 : 3  ( 2 и 3 выносим за скобки),  получается:
2 * (2 : 1) = 3 * (2 : 1),  следовательно,  2 * 2 = 3 * 2  (обе части делим на 2).
Получается : 2 * 1  =  3 *  1,  т.е.  2 = 3,  что и требовалось доказать.

А теперь небольшая подсказка, где скрывается ошибка:

Ошибка допущена в вынесении общего множителя за скобки в обеих частях равенства.
Здесь не распределительный закон умножения:
ab ± ac = a (b ± c)

 

Вот еще несколько алгебраических софизмов:

 

Категорія: Різне | Додав: Irian (10.01.2016)
Переглядів: 676 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Вхід на сайт

Пошук

Друзі сайту

  • МОН України
  • Український центр оцінювання якості освіти
  • Дніпропетровський регіональний центр оцінювання якості освіти

  • Copyright MyCorp © 2020Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz